УКРАДЕНЕ ЩАСТЯ

Украденное счастье четверг 21 июня 18:00

До события осталось:
27 дней
15 часов
57 минут

«Кто у кого украл счастье?» — вопросы учебной программы к самого репертуарного произведения Ивана Франко. Задумавшись над этим, даже непрофессиональные критики найдут несколько ответов — братья, которые отдали Анну за нелюбимого, Николай Задорожный, который стал преградой на пути у влюбленных, Михаил Гурман, ворвавшись в размеренную жизнь супругов, да и сама Анна, которая так и не усмирила свое сердце. Театр, как организм спрессованной критической мысли, видит в «Украденном счастье» повод для более серьезного разговора.

Заньковчане обращались к драме Франко минимум 4 раза (по последним исследованиям 5) — в 1922, 1923, 1940, 1949, 1976 годах.

С тех крошек газетных отзывов о первые постановки «Счастье» театром имени Марии Заньковецкой очевидна вес актерского ансамбля в его успехе (что понятно, ведь этот театр является от зародышей — от традиции театра корифеев — актерским). Варвара Любарт, актриса с магической аурой была сердцевиной спектакля, проживала девичье горе от жизни с чужим человеком, привыкание к ней и излом, когда чувства любви превзошло законы морали — и в постановке Александра Корольчука 1922 года, и в последующих редакциях Бориса Романицького, где сам режиссер — выдающийся актер, любимый ученик и партнер Марии Заньковецкой — исполнял роль Николая Задорожного, а красавца-любовника Михаила Гурмана играл также корифей-заньковчанин Василий Яременко.

Поставлена как психологическая драма, спектакль был максимально приближенной к произведению Франка даже воспроизведением авторских ремарок, говорила с тогдашним зрителем, который строил коммунистическое общество, языком «социально-проблематичной», актеры добавляли красок злободневной проблематике.

Новопрочитаниями драмы считают постановку 1976 года одного из лучших украинских режиссеров второй половины ХХ века Сергея Данченко. Возрастная разница между Николаем и Михаилом, на которой делали акцент постановщики к Данченко, отсутствует. Николай молодой и красивый, поэтому конфликт переходит в плоскость разных взглядов на мир. Добавим еще звездный состав исполнителей: Богдан Ступка, Федор Стригун, Таисия Литвиненко, содержательно и эмоционально насыщенную сценографию Мирона Киприана, который перенес события из Гуцульщины (как это делали до него) на Бойковщину, аргументируя это тем, что бойки по темпераменту более сдержаны и поэтому Николай рубит топором Михаила лишь в конце спектакля и терпеливо сносит измены женщины в своей же хате. Спектакль имел огромный успех, Сергей Данченко даже попытался ее повторить после переезда в Киеве.

Федор Стригун (Михаил Гурман в спектакле 1976 года) вернулся к «Украденного счастья» в качестве режиссера — ставит о безумную страсть, которая ломает стены. Поэтому вскоре получим другой ответ Заньковчан на вопрос: «Кто у кого украл счастье?»